![]() |
![]() |
|
![]() |
||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||
|
![]() |
|
![]() |
|
||||||||||||||
![]() |
![]() |
Что такое QT / Статьи. / C++ |
![]() |
Естественно, из меня писатель как из бутылки молоток, так что уж простите, если увидети выдержки из какой-либо знакомой вам доселе не обессудте :-))) И огромное спасибо uj за оказанную помощь в разработке статьи!!! Респект :-=)) И так... поехали!... 1. Что такое QT? ================= Qt -- это кроссплатформенная библиотека, целью которой является вытеснение нативных API из ваших программ. Сейчас Qt -- это огромный объектно-ориентированный комбайн, в большинстве случаев позволяющий обойтись без привлечения каких-либо иных библиотек. В первую очередь Qt -- отличное средство для создания графического пользовательского интерфейса (GUI). В состав Qt входит дизайнер, позволяющий легко создавать графические интерфейсы для вашего приложения. Вам не придется заботиться о написании файлов сборки для каждой из платформ, за вас это сделают Qt. Достаточно просто написать файл проекта, в который внести все используемые файлы, и файл сборки можно будет создать одним вызовом утилиты qmake (естественно, под управлением целевой платформы). От себя добавлю, что иногда этот файл приходится править руками (а как же). О значимости данной библиотеки говорит хотя бы то, что она используется в таких успешных проектах, как Borland C++ Builder 6 и Opera. 2. Где достать? ================ Библиотека поставляется по нескольким лицензиям, одни из которых -- платные, другие -- нет. Под оконную систему X11 всегда можно с сайта www.trolltech.com легально взять GPL-версию Qt (и использовать, естественно, только в некоммерческих проектах). С системой Windows дело обстоит сложнее, поскольку, по мнению верхушки TrollTech, эта система не является ареной OpenSource-разработки. Последняя бесплатная версия для Windows -- 2.3.0. Но для находчивых людей это не проблема, есть сеть eDonkey ;-) Текущей на данный момент является версия 3.3.1. В скором времени ожидается версия 4. 3. Технические подробности ============================= Изначало Qt "работало" на пользовательский интерфейс. И именно поэтому эта часть библиотеки наиболее используема и наиболее развита. Интересен подход к позиционированию виджетов (виджет -- элемент GUI, всё что рисуется на окошке, включая его само) -- система слоёв (layout) позволяет вам забыть об абсолютном позиционировании, как о страшном сне. Теперь класс Layout сам следит за тем, что вы делаете с, например, главным окном и позиционирует все внутренние виджеты вслед за изменением геометрии этого окошка. Центральной идеей Qt является сигнально-слотовый механизм, реализующий взаимосвязь между объектами. Этот механизм реализован посредством прекомпиляции, что позволяет использовать его без всяких ухищрений (если вы заинтересованы в Qt, прямо в данный момент забудьте о callback-вызовах ). Каждый Qt-объект (не только вызуальные элементы!) может генерировать некоторые сигналы, жестко зашитые в структуру его класса. Сигнал -- это функция, объявленная в специальной секции signals и не имеющая реализации ("тела") а только передаваемые аргументы. К сигналу объекта (заметьте, не класса) могут быть подключены слоты. Слот -- это всего лишь метод, также объявленный в специальных секциях "slots". Слоты могут быть доступными (секция "public slots"), защищенными ("protected slots") и скрытыми ("private slots"). При помощи специального метода connect слот подсоединяется к сигналу. Небольшой пример:
После чего при каждом "испускании" сигнала ValueChange объектом myValueDetector будет вызываться слот onValueChange объекта myApplicationUpdater. Плюсы -- к одному сигналу можно подключить несколько слотов. Минусы -- один слот нельзя использовать для нескольких сигналов (например, для обработки группы кнопок). Сравните с системой событий VCL/CLX -- там как раз всё наоборот. Рассмотрим небольшой пример использования сигнально-слотового механизма:
Как видите, код "немного" отличается от стандартного C++. Данный текст подаётся на вход мета-компилятора moc, который из него уже производит стандартный код C++, который затем компилируется любым компилятором. Moc отличает "свои", т.е. поддерживающие сигнально-слотовый механизм, классы от стандартных по ключевому слову Q_OBJECT в самом начале объявления класса. Перечислим основные достоинства ядра библиотеки Qt: * встроенная поддержка Unicode и локализации (очень хорошо и очень правильно реализованной, смею заметить). В Qt4 обещают новый механизм рендеринга шрифтов, поддерживающий Unicode. * мощные события и фильтры событий (событие - это что-то вроде универсального сигнала, который можно посылать любому виджету, распознавать и соотвествующим образом обрабатывать с помощью фильтров. Например нажатие различных клавиш) * многофункциональные управляемые интервалами таймеры которые делают возможным просто и быстро вставлять много разных заданий в управляемый событиями ГПИ. * иерархические и настраиваемые объектные деревья, организующие принадлежность объектов естественным образом. * защищенные указатели QGuardedPtr, которые автоматически принимают значение NULL при уничтожении соответствующего объекта, в отличие от обычных указателей в C++, которые в этом случае становятся "неопределенными указателями". * Удобная документация, доступная и на русском языке (ссылки к сожалению не знаю, но могу с удовольствием выслать по заявке). В состав ядра библиотеки входят как классы для построения GUI (например: метка, поле ввода, кнопка и т.п.), так и классы, предназначенные для организации различных струтур хранения данных (например, списковых), работы с файлами, сетевого взаимодействия и многого другого. Некоторые из этих возможностей реализованы в виде дополнительных модулей: * модуль Canvas, мощный инструмент для работы с двухмерной графикой. Он использует принцип структурирования графики, что, несомненно, будет полезно в программировании простых двухмерных игр и подобного рода вещах. Холст состоит из нескольких "элементов", каждый элемент представлен объектом. Поддерживается также ряд интересных возможностей, таких как collision-detection, перемещение(нет во фришных версиях под виндой :-((( ) объектов с определенными скоростями по осям. Подробнее читаем по ссылке: Ссылка * модуль Network, обеспечивающий поддержку сети в приложениях. * модуль OpenGL, позволяющий работать с трехмерной графикой при помощи портабельной библиотеки OpenGL. Поддерживается с версии 2.3.2. * модуль SQL, реализующий доступ к базам данных из приложений Qt. Данный модуль разбит на три уровня: пользовательский (элементы интерфейса), программный (абстрактный доступ к базам данных) и уровень драйверов. * модуль Table, предоставляющий в ваше распоряжение сетку для отображения табличных данных. Сетка являет собой очень мощный и гибкий интерфейс, работать с которым -- одно удобольствие * модуль XML, использующий интерфейс SAX2 и реализацию DOM второго уровня. Это далеко не полный перечень возможностей Qt. 3. Как написать простенькое приложение на QT? ================================================= Напишем файлик main.cpp следующего содержания:
Теперь напишем файл проекта под это дело (simple.pro):
В командной строке наберем:
И теперь черед утилиты make: приложение готово Запускаем, наблюдаем окошко с кнопочкой. |
![]() |
![]() |
![]() |
|